Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, что детство – это особая и неповторимая пора для каждого человека. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность в плане ценностей, вкусов и ориентаций. Этот период характеризуется интенсивным биологическим созреванием, формированием новых социальных и личностных образований, основ человеческой культуры. То, как пройдет детство, напрямую влияет на будущий жизненный успех.
Необходимость изучения особенностей социального развития детей в дошкольной образовательной организации и оказания своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки для полноценного и гармоничного развития личности является актуальной для темы данного исследования. Дошкольный возраст – это время освоения ребенком социального пространства отношений.
Система социального развития предполагает уважительное отношение подрастающего поколения к родному языку, родной культуре и ценностям, истории своей страны. Безусловно, семья является основным институтом формирования социальных ориентиров личности, но более глубокое развитие и воспитание происходит в дошкольном возрасте в дошкольных образовательных организациях. Родителей и педагогов волнует, что должен делать ребенок, чтобы быть уверенным в себе, счастливым, умным, добрым и успешным в этой жизни. Чем больше проявляются проблемы, связанные с падением духовности и нравственности личности, тем больше их становится. Очевидно, что современное общество нуждается в социальном развитии. Социальное развитие определяет будущий характер личности и заключается в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Социальное развитие – многомерный процесс, неотделимый от семьи, общества, культуры и культурно-исторического периода, - является залогом духовного единства народа, устойчивости нравственных и социальных ценностей, политической, именно оно является гарантией стабильности.
О важности социального развития в организации дошкольного образования говорили философы и педагоги прошлого, в том числе Сократ, Платон, Толстой и многие другие ученые. Если раньше считалось, что разговор об истине, долге, красоте, чести, мужестве и Родине – это путь к развитию характера, то сегодня вопрос социального развития гораздо глубже и напрямую зависит от изменений в государстве и обществе в целом.
Вопросам социального развития детей дошкольного возраста посвящены работы многих ученых (А.Г. Асмолов, Е.Ю. Бардинова, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Н.В. Иванова, А.М. Калинина, А.С. Козлова, Л.В. Коломийченко, А.М. Щетинина и другие), которые отмечают, что именно дошкольный возраст является основой становления базовых характеристик личности: эмоционально–потребностной сферы, нравственных установок и духовных ценностей, самооценки, а также социально–психологических особенностей общения с людьми. Все это актуализирует проблему социального развития детей на социально– педагогическом уровне.
Социальное развитие в рамках образования ориентировано на различные виды деятельности, способствующие социальной адаптации, развитию личности и вхождению в системы социально значимых отношений. Социальное измерение ориентировано на формирование готовности человека к многомерному взаимодействию и партнерству в различных социальных условиях в современных системах образования. Это отражено в Федеральных национальных образовательных стандартах как важнейшая задача приобщения подрастающего поколения к семейным, общественным и национальным социокультурным нормам и традициям [11].
Дошкольные образовательные учреждения являются одними из важнейших социальных институтов, где процесс социального развития детей приобретает целенаправленный и систематический характер. Различные виды деятельности, диалога и общения способствуют развитию человеческой сущности растущего человека, что позволяет ему саморазвиваться и творчески самореализовываться.
Так, объект исследования – социальное развитие детей и роль воспитателя.
Предмет исследования – особенности социального развития детей и значение воспитателя в дошкольном образовании.
Цель работы – рассмотреть особенности социального развития детей, роль воспитателя в дошкольном образовании.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие социального развития детей в рамках теоретического анализа;
-определить значимость воспитателя в дошкольном образовании .
Методы исследования: анализ и обобщение материалов научных и научно-публицистических источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов работы в рамках преподавания дисциплины «Введение в специальность в рамках курса «Дошкольная педагогика»» для обучающихся вузов и ссузов педагогического направления.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Булатова Э. И. Роль воспитателя в формировании полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр //Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2018. – №. 4. – С. 43-53.
2.Веракса А. Н. и др. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе //Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2016. – №. 3. – С. 97-108.
3.Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др. Под ред. Гамезо М.В. и др. М., 1984.
4.Ибрагимова А. Ю., Шарбузова Х. З., Халилова А. А. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ //Мировая наука. – 2019. – №. 4 (25). – С. 307-311.
5.Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста //Начальная школа плюс До и После. – 2011. – №. 10. – С. 69-74.
6.Кендеркиева Ю. В. Роль воспитателя во взаимодействии семьи и ДОУ //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2014. – №. 1. – С. 300-301.
7.Коломийченко Л. В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста, организация сетевого взаимодействия //Теоретические основы и направления деятельности научной школы ЛВ Коломийченко" Социальное развитие и воспитание в культурологической парадигме образования". – 2017. – С. 27-48.
8.Коротаева Е. В., Бывшева М. В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности //Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №. 12. – С. 23-26.
9.Левчук З. С. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ //СОЦИАЛИЗАЦИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРЕССИВНЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. – 2015. – С. 410-414.
10.Малышева Е. А. Социальное развитие дошкольника как социально-педагогическая проблема //ББК 88я431+ 74я431 П 863. – 2017. – С. 72.
11.Махмутазимова Ю. Р. Роль воспитателя в детском саду в формировании личности ребенка //Actual Problems of Applied Sciences Journal World. – 2019. – №. 3. – С. 24-28.
12.Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2008. – №. 10. – С. 7-24.
13.Оборотова Ю. В. Влияние игры на социальное развитие дошкольника //Молодежная наука: тенденции развития. – 2018. – №. 3. – С. 6-10.
14.Синяпкина, Е. И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО / Е. И. Синяпкина, О. Н. Звягина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1672/ (дата обращения: 08.04.2024).
15.Смирнова Г. Н. Социальное развитие детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации : дис. – 2019.